Фор-эскиз: первый шаг к реализации скульптуры

Создание фор-эскиза, предварительного наброска, – основа будущей скульптуры. Начальный этап, на котором скульптор утверждает основную пластическую идею. Почему же он необходим для заказчика и для художника, неужели нельзя обойтись устной концепцией и приступить сразу к выполнению масштабного эскиза?

Первое изображение: фор-эскиз французского скульптора Антуана Бурделя для монументального рельефа.

Второе изображение: законченный монументальный рельеф по эскизу.

Зачем нужен фор-эскиз?

  1. Утвердить. Фор-эскиз помогает оценить, насколько идея жизнеспособна и, если что-то не так, внести изменения на ранней стадии, сэкономить время и ресурсы.
  2. Представить. Набросок позволяет увидеть мысль в материальном воплощении и побуждает к дальнейшему развитию творческой фантазии и автора, и заказчика.
  3. Обсудить. Фор-эскиз – это уже предметный разговор и повод к обсуждению сторонами, особенно, если речь идет не об интерьерной скульптуре, а о монументальном произведении в городской среде, – во втором случае важно получить обратную связь от всех участников проекта.
  4. Определить. Стиль, масштаб, материал – все составляющие скульптуры уместно выбрать уже на этапе фор-эскиза.

Кроме того, не будем забывать, что технология создания скульптуры, будь то монументальное произведение (например, городской памятник) или станковое (интерьерная скульптура) включает в себя много этапов:

  1. Разработка фор-эскиза.
  2. Разработка эскизного проекта.
  3. Создание рабочей модели в мягком материале в заданном масштабе.
  4. Создание модели в мягком материале в величину произведения.
  5. Создание произведения в твердом материале.

На первом этапе заказчик оговаривает свои пожелания к будущей работе, к ее стилю и настроению. В рамках первой или второй встречи-обсуждения скульптор делает небольшие графические наброски. Их задача как раз отобразить ранее оговоренную концепцию, без детальной проработки образа.

Скульптор мыслит предметно, в пластике, поэтому фор-эскиз – это отображение мысли скульптора. Фор-эскизы могут быть дополнены референсами – примерами близких по стилю или теме произведений, которые помогают зафиксировать и уточнить предпочтения заказчика. После обсуждения фор-эскизов и утверждения одного из них скульптор и заказчик могут быть убеждены, что они пришли к подлинному взаимопониманию и дальнейшая, более кропотливая работа по разработке эскизного проекта будет идти в верном направлении.

Как скульптор создает фор-эскиз?

  1. Собирает информацию. Прежде чем приступить к наброскам, необходимо погрузиться в тему будущей скульптуры и от того, насколько тщательно художник работает на этом этапе зависит глубина художественного произведения.
  2. Обдумывает концепцию. После изучения темы этот этап, как правило, не занимает много времени, – иногда он сопутствует сбору информации, особенно, если художник увлечен темой.
  3. Создает наброски. Основная часть работы: скульптор думает с карандашом в руке. Первые экспериментальные наброски и отбор идей, развитие мысли, поиск удачной композиции…Этот этап можно охарактеризовать как творческий поиск, успех которого определен мастерством и опытом скульптора.
  4. Анализирует и отбирает. Обширное количество зарисовок, которые получились в результате творческих поисков, художник критично отсматривает и анализирует, выбирает те, которые наиболее удачно и ярко выражают идею, раскрывают тему будущей скульптуры.

Материалы для фор-эскиза.

Художник, как правило, останавливается на наиболее удобных средствах для быстрого отображения идеи, поэтому, чаще всего это бумага и карандаш/ручка. Пластичные материалы, глина и пластилин, тоже используются, но реже – они требуют более тщательного подхода, определенных условий для работы, и более уместны на этапе разработке эскизного проекта.

Скульптура бывает разная, фор-эскиз – всегда.

Скульптура бывает монументальной (неотъемлемой от архитектуры, городской среды) и станковой (интерьерной), круглой (объемной в пространстве) и рельефным изображением на плоскости. В каждом из этих видов существует еще множество подвидов, по форме и жанру.

Первое изображение: фор-эскиз скульптора Эрнста Неизвестного.

Второе изображение: законченная скульптура «Орфей», широко известная зрителю в качестве наградной статуэтки премии «Тэфи».

Все это многообразие объединяется профессиональным подходом к работе, и нет такой скульптуры, для которой не нужна детальная проработка идеи, визуального образа, впечатления.

Мы в своих проектах всегда работаем с фор-эскизами, потому что ценим и уважаем ваше время, свой профессионализм и дело, которым мы занимаемся – создание скульптуры.