Изготовление скульптур из бронзы

Металлические сплавы, которые используют в литье монументальной и станковой скульптуре, дают возможность воспроизводить любую сложную скульптурную композицию. Бронза – наиболее распространенный из них, один из благороднейших и уникальных статуарных материалов, по своим пластическим свойствам дает возможность выполнять в ней тонкие и ажурные композиции и любые нюансы лепки и фактуры.

Поверхность бронзы обладает исключительными декоративными качествами — богатством цветовой окраски и световой игры, это единственный металл, которому можно искусственно придать цвет античной патины.

Факты, из истории художественного литья в России:

В России начало развитию статуарного литья было положено в первой четверти XVIII века, в царствование Петра I. Тогда и появились выдающиеся скульптурные произведения, отлитые в бронзе.

Сначала – пушки. Техника литья в допетровское время была на сравнительно высоком уровне, но тогда она находила применение главным образом в отливке пушек, колоколов, а также в прикладном декоративном искусстве и в изделиях культового характера. Большое влияние на развитие художественного литья оказали итальянские мастера, особенно А. Фиораванти, выписанный в Россию при Иване III для заведения артиллерии.

В Москве Фиораванти в 1478 году построил пушечный литейный завод, находившийся в Китай-городе и носивший название «Пушечной избы» (сгорел в 1489 году). Позднее А. Фиораванти построил на реке Неглинке новый завод, который назывался «Пушечный двор». Это был выдающийся литейный завод, на котором русские литейщики отлили большое количество пушек.

«Царь-пушка», 1586 г., Москва.

Художественное литье началось … с Петергофа! Во времена Петра I скульптура привозилась из-за границы, так и статуи для украшения Петергофа прибыли в феврале 1717 года из Амстердама. Скульптуры были не из бронзы, а из свинца, и прослужили они всего лишь до начала 30-х годов того же века, успев уже обветшать и деформироваться от собственной тяжести. Лучшие скульпторы Академии художеств создавали новые скульптуры, ориентируясь на античные образцы и только к 1806-му году Петергоф украшали новые, отлитые литейщиком В. П. Екимовым, бронзовые статуи.

Современный вид Петергофа.

Первая скульптура – Нептун. Точнее, первая светская скульптура, отлитая в России, — статуя Нептуна. Скульптура была отлита в 1715—1716 годах, ее отливали на Пушечном заводе в Петербурге из меди. В этом произведении еще чувствовалась связь с деревянной скульптурой.

«Нептун», 1716 г., Петергоф.

Скульптор = литейщик? Художественное литье того времени было процессом творческим, экспериментальным, очень часто скульпторы сами отливали свои произведения. Один из наиболее известных и выдающихся литейщиков — П. К. Клодт — замечательный скульптор, работы которого убедительно доказывают, что«сочетание в одном лице скульптора и литейщика, хотя и требует долголетнего упорного труда, но дает изумительные результаты, вполне оправдывающие затраченный труд…». П. К. Клодт является автором четырех знаменитых композиций «Укрощение коня».

Скульптурная композиция на Аничковом мосту, автор П. К. Клодт, 1841 г., Санкт-Петербург.

Первый памятник в СССР. В послереволюционной России перед скульпторами и литейщиками стояла задача создания памятников «революционной трудовой России» и организация базы для их воплощения в бронзе. Небольшая мастерская бронзового художественного литья была создана в Петрограде Губполитпросветом. Первая монументальная отливка этой мастерской была осуществлена в октябре 1922 года — это был памятник Н. А. Некрасову, созданный скульптором В. В. Лишевым.

Памятник Н. А. Некрасову, автор В. В. Лишев, 1922 г., Санкт-Петербург.

Из чего состоит бронза?

Бронза для художественного литья изготавливается по ГОСТу, это сплав, который состоит из:

  • Олова – 5-7 %
  • Цинка – 5-7 %
  • Свинца – 1-4 %
  • Меди – остальная часть.

Кроме того, существуют и другие сплавы бронзы:

— с присадками алюминия, алюминия и кремния, марганца и алюминия, — такие сплавы почти не отличимы от цвета золота;

— с присадками олова около 25-33% бронза становится светло-серой, как серебро.

Бронзовые чушки.

Этапы художественного литья из бронзы.

1. Изготовление модели в мягком материале. Скульптор изготавливает модель будущего памятника в натуральную величину, используя глину или скульптурный пластилин.

2. Модель памятника в глине.

Формовка и отливок в воске. С модели снимают форму, гипсовую или силиконовую (в зависимости от деталировки скульптуры) и делают полый восковой отливок, который дорабатывается скульптором и передается в литье. Важным нюансом на этом этапе является толщина стенок отливаемой скульптуры (это и есть толщина воскового отливка) – она имеет не только экономическое, но часто и конструктивное значение.

Снятые силиконовые формы в гипсовом кожухе с глиняной модели – именно в них заливается воск.

Доработка скульптором восковых отливок памятника в литейном цеху.

Фрагменты восковой отливки памятника.

3.Литье.

— мастера-литейщики изготавливают литники вокруг восковой формы – систему восковых трубок:

— устанавливают скульптуру или ее фрагмент в опоку (огнеупорный короб) и заливают свободное пространство гипсом:

— после затвердевания гипса, выпаривают предварительно разогретый воск из форм;

— гипсовую форму закаляют около 24-х часов при температуре 1300 °С, чтобы она смогла выдержать расплавленный металл;

— в подготовленную форму заливают бронзовый сплав, затем остужают и аккуратно, чтобы не повредить отливок, разбивают форму:

Извлечение бронзы из формы перед дальнейшей обработкой.

4. Чеканка – это своеобразный способ художественной обработки металла, дающий возможность получить такую декоративную отделку скульптуры, которую невозможно получить лепкой. Чеканка придает бронзе четкие формы и сообщает скульптуре выразительность. «Прочеканенная бронза,— писала В. И. Мухина,— позволяет получить поверхность исключительной плотности и насыщенности формы». Поверхность обрабатывают специальными инструментами – чеканами, которые могут изготавливать под скульптуру отдельно, в зависимости от требуемой поверхности.

Чеканы – инструменты для обработки поверхности.

Сборка, сварка деталей и чеканка бронзового памятника.

Патинирование. Патиной принято называть оксидные пленки различных цветов и оттенков (от зеленого до коричневого), образующиеся на сплавах меди под действием атмосферной среды или влажной почвы либо в результате действия специальными реагентами. Декоративная отделка

бронзовой скульптуры патинированием — завершающий процесс ее создания. В настоящее время отделка бронзовой скульптуры в заданный тон осуществляется нанесением на поверхность бронзы соответствующих растворов — реагентов, образующих на ней оксидную пленку химическим путем. Оксидирование сообщает поверхности металла не только декоративные качества, но и способность рассеивать свет, а также предохраняет металл от действия вредных реагентов, находящихся в воздухе.

Патина на памятнике А. С. Пушкину, автор М. К. Аникушин, 1957 г., Санкт-Петербург.

Бронза — это металл, призванный решать монументальные задачи в скульптуре. Одновременно она является и универсальным пластическим материалом, обладающим огромным диапазоном применения.